Сейчас на сайте

Сейчас 10 гостей онлайн

Поиск

На площадке "Деловой России" состоялось первое заседание правительственной экспертной группы "Налоговая политика"
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
24.02.2011 03:37

18 февраля на площадке "Деловой России" состоялось первое заседание Экспертной группы Правительства России  по актуальным проблемам стратегии России на период до 2020 года по направлению "Налоговая политика".

Решение об организации работы экспертных групп по доработке Стратегии 2020 было принято Председателем Правительства РФ. Перечень и руководители экспертных групп были утверждены Владимиром Путиным 24 января  2011. От предпринимательского сообщества руководителем Экспертной группы "Налоговая политика" утвержден  Президент "Деловой России" Александр Галушка, от экспертного сообщества - руководителем утвержден глава научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара Сергей Дробышевский. Состав экспертной группы, в который вошли более 60 представителей бизнеса, органов власти и экспертных организаций, был утвержден первым заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым.


16 февраля Владимир Путин принял руководителей всех экспертных групп и призвал сделать доработку Стратегии -
2020 максимально открытой, а также заявил о необходимости "учитывать все разумные альтернативные точки зрения". А. Галушка обратил внимание на то, что за 20 лет экономических реформ России не удалось сократить свое отставание от развитых стран по такому ключевому показателю экономического развития как производительность труда. Исправить ситуацию, по его мнению, можно только кардинально улучшив инвестиционный климат и создав новые высокопроизводительные рабочие места.

«Налоги являются важным фактором инвестиционного климата, и при этом должны обеспечивать исполнение социальных обязательств», - подчеркнул А. Галушка, - «Необходима такая структура налогов, при которой одновременно стимулируется экономический рост и обеспечивается исполнение обязательств. В этой связи необходим налоговый маневр - смещение нагрузки с производства на потребление. Практически налоговый маневр должен включать в себя уменьшение налогов, дестимулирующих экономическое развитие, в первую очередь, ЕСН, и повышение налогов, которые на экономическое развитие не оказывают влияние, а именно: акцизов на табак и алкоголь, налога на имущество физических лиц. Кроме того, составной частью такого налогового маневра могла бы стать экономическая дифференциация НДПИ».
Именно эти предложения обсуждались на первом заседании экспертной группы.

В целом, эксперты поддержали предложение Президента "Деловой России", обратив при этом внимание на ряд нюансов.

Сергей Дробышевский, руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, подчеркнул: «Наша задача – не просто дать набор рекомендаций для основы Программы-2020, а дать оценку сделанного за 10 лет, и набор развилок, из которых могло бы выбирать Правительство. Надеемся, что в максимально полном составе мы проведем 3-4 заседания с широким обсуждением. На этом, первом, мы планируем больше слушать друг друга. На последующие будут представлены записки, материалы, которые будем обсуждать».

Александр Осипов, председатель экспертного совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», рассказал: «Работа над программой будет вестись до декабря текущего года. Все экспертные материалы должны направляться на специально созданный для этого электронный адрес –  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . До 1 марта экспертам группы нужно прислать на этот адрес свои предложения по развитию налоговой системы, записки, материалы. Сроки сжатые, поскольку до 10 марта необходимо направить в Правительство доклад о ходе работы Экспертной группы по отдельным налогам и тематикам. Кроме того, присланные материалы позволят сформировать группы единомышленников, которые могли бы разрабатывать альтернативные сценарии. Обсуждение сценариев должно пройти  летом. Необходимо будет провести ресурсные подсчеты. Поэтому, если необходимо провести специальные исследования, все заявки на проведение расчетов и исследований должны быть поданы в ближайшее время.

Владимир Самойленко, проректор НИУ ВШЭ, поделился своим мнением: «Первым делом, необходимо понять, существуют ли «зоны табу»: можно ли рассматривать возможности изменений в плоской шкале подоходного налога, перспективы прогрессивного налогообложения, социальные налоги, установление контроля над расходами? Все это потянет целую цепь изменений в налоговом администрировании. Также интересна позиция Правительства по изменениям в налогообложении нефтедобычи. НДПИ себя изжил, он превратился в акциз, который не отражает ситуацию на рынке, на месторождениях. Сейчас от нефтяного сектора зависят бюджетные поступления. Но разрешит ли правительство трогать «дойную корову»?»

Сергей Дробышевский обратил внимание на следующее: «В Правительстве ждут рекомендаций, запретных тем, как таковых, нет. Но насколько я понимаю, там рассчитывают на сохранение примерно нынешнего уровня налоговой нагрузки, ожидая повышения эффективности его использования. Если мы будем призывать к резкому сокращению расходов (в том числе, и социальных) и к одновременному резкому снижению налоговой нагрузки, такие предложения будут, скорее всего, отвергнуты.Что реально будет рассматриваться, - это «структурный маневр» в рамках заданного уровня налоговой нагрузки».

Антон Данилов-Данилян, председатель Федерального межотраслевого совета "Деловой России", генеральный директор компании "Rodex Group", не согласился, с тем, что обязательно будут отвергнуты сокращения налогов. «Это как подать, - заметил А. Данилов-Данильян, - «В рамках «налогового маневра» много развилок. У нас есть социально-экономический проект «Умный город», реализуя который мы обнаружили, что значительную часть городских услуг можно финансировать не за счет городских денег, а за счет так называемых «перфоманс-контрактов». Стоит помнить, что в налоговой политике есть много вещей, завязанных на расходы, и давайте показывать возможность сокращения расходов. Тогда и налогов понадобится меньше».

Александр Осипов подчеркнул, что «когда и Президент открыто говорит, что у нас 1 трлн. рублей разворовывается на госзакупках – то, конечно, встает вопрос: зачем мы собираем этот триллион, если он потом перетекает в криминальную сферу».
 
Евсей Гурвич
, соруководитель Экспертной группы №2 «Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры развития российской экономики», руководитель Экономической экспертной группы, считает следующее: «Постановка налоговых задач должна идти в координации с нашей экспертной группой. Предварительно, можно иметь целевой ориентир – стабильный средний уровень нагрузки в несырьевом секторе, внутри этого можно говорить о перераспределении налоговой нагрузки. Экономию расходов, и за счет этого, снижение налоговой нагрузки можно рассматривать как одну из развилок. Обязательно нужно учитывать цену, которую надо платить за развилки, и возможные риски. Перед российской экономикой стоит задача сдвига от потребления к накоплению. В России низкая норма накопления, из-за чего нельзя поддерживать долгосрочный рост. Чтобы это исправить, нужно поднять налоги на потребление, акцизы, а налоги на капитал и на труд за счет этого можно снизить. Наименее вредным для экономики налогом является изъятие природной ренты, оно не оказывает никакого негативного влияния на развитие. Следом идут налоги на потребление, на капитал. У нас большие возможности изъятия большей ренты в газовой отрасли. Потенциальный источник снижения налоговых ставок – повышение собираемости налогов. Это не чисто техническая проблема, не вопрос администрирования – это проблема отношений между государством и налогоплательщиком: прозрачности и эффективности исполнения госбюджета, проблемы налогового терроризма. Необходимо вспомнить о стимулирующей функции налоговой системы. В ходе налоговой реформы первой половины 2000-х мы делали систему однородной, борясь со льготами, как источником злоупотреблений. Но исчезала стимулирующая составляющая, которая должна иметь место».

Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп», обратил внимание на следующее: «10 лет назад в начале налоговой реформы налоги снижали. Сейчас ставки повышаются, вводятся новые налоги, причем зачастую они вводятся не через Налоговый кодекс, а постановлениями правительства. Важный вопрос – будет ли эта тенденция усиливаться? 10 лет назад говорилось о включении всех налогов в Налоговый кодекс, теперь идет обратный процесс – «декодификация налогов»: через введение пошлин, страховых взносов. Это выглядит как отказ от принципов налоговой реформы, и это тренд. Можно вспомнить, до чего дошла на этом пути Франция: в 1970-е годы там было более сотни таких «неналогов», прикрывающихся пошлинами, страховыми отсчислениями, обязательными сборами. И только в 2000-е более-менее удалось избавиться от этого бремени. Что касается администрирования, то его осуществление граничит с налоговым террором – блокировка счетов, перенос ответственности по НДС с поставщиков на покупателей, переквалификация налоговыми органами сделок с купли-продажи на посредническую деятельность. В таких условиях нет никакой уверенности при планировании бизнес-проектов. До сих пор действует обратная сила для судебных решений. В один прекрасный день налогоплательщик может стать должником задним числом: ВАС принимает решение по конкретному делу, что нужно было считать налог иначе – и по стране прокатывается волна налоговых дочислений. Такие вещи недопустимы, они должны влиять только на будущее, но не на прошлое. Разъяснения Минфина по этому поводу выходят правильные – но их статус неясен».

Николай Остарков, управляющий директор «Деловой России» заметил, что «существующая налоговая система не является экономическим фактором. Это система делегализации бизнеса, институт давления на него. Никто, кроме нефтяников и «упрощенки», существующие налоги полностью платить не в состоянии. Мы проводили эксперимент по скрупулезной уплате налогов: 2-3 месяца – и «оборотка» съедается, конец. Администрирование – самая больная часть системы. Блокирование счетов налоговиками – настоящее преступление. Нам говорят: "да, преступление". А инструмент этот сохраняется».

Светлана Бондарчук, начальник управления имущественных налогов Федеральной налоговой службы согласилась с тем, что блокировка счетов – преступление, и подчеркнула, что «в налоговой системе России сохраняются перекосы. В частности, земельный и транспортный налоги заметнее в бюджете, чем налоги на недвижимость. Нужно перенести налоговую нагрузку на тех граждан, которые имеют наиболее дорогую недвижимость. Мы представим свои предложения по снижению ставки страховых взносов, настройке взимания НДПИ, увеличению акцизов на нефть, газ, спирт и табак».

Владимир Назаров, соруководитель Экспертной группы №9 «Сокращение неравенства и преодоление бедности», заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара высказал свое мнение: «Россия – страна догоняющего развития и она не может  иметь большую налоговую нагрузку, чем страны, которые она хочет догонять. В этом наше ограничение. С другой стороны, для развития необходима макроэкономическая стабильность – сбалансированность доходов и расходов. Чтобы поддерживать население, не обязательно раздувать социальные расходы – нужно добиться повышения их эффективности. Нужно предусмотреть также постепенное обнуление экспортной пошлины на энергоносители, перенос основного бремени на НДПИ и акцизы. Это крайне болезненно для обрабатывающей промышленности, поэтому надо предусмотреть пакет мер, по другим направлениям снижающих налоговую нагрузку на обрабатывающий сектор. Мы будем вынуждены пойти на некоторое снижение налогового бремени, носящее даже структурный, а не конъюнктурный характер. Необходимо смотреть с открытыми глазами: если мы хотим пойти вперед, то надо снижать налоги. Еще один важный момент – децентрализация налоговой системы. Следует наладить интенсивное взаимодействие с экспертной группой по федерализму. В нынешней системе нет места для местного самоуправления и регионов, они фактически не участвуют в налоговой политике.

Игорь Васильев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации заметил: «По НДПИ существует некоторая дифференциация – по выработке месторождений, но вопрос: насколько она эффективна? Эту систему нужно пересматривать. Также есть смысл посмотреть на налог на дополнительные доходы нефтяников. Соглашусь также с высказанным Гурвичем и Назаровым».

Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации Обществ потребителей предложил следующее: «В работе группы важно заложить целеполагание приоритетов. Первый приоритет – демография страны. Как налоговая политика будет влиять на нее? Отсюда следует, что необходимо уделить внимание акцизам на спирт и табак, которые убивают наше население. Второй приоритет – неравенство в обществе. Налоговая политика могла бы быть направлена на то, чтобы неравенство не росло, а снижалось».

Общий итог первого заседания Экспертной группы можно свести к следующему: идея налогового маневра порождает консенсус представителей бизнеса, власти и экспертов. Прозвучавшие на заседании предложения будут переданы в Правительство в виде концепт-записки. До конца года Экспертная группа соберется еще минимум трижды и в декабре будут подведены итоги ее работы и сформирован финальный документ.

Просмотров: 445
Комментарии (0)add
Написать комментарий
quote
bold
italicize
underline
strike
url
image
quote
quote
smile
wink
laugh
grin
angry
sad
shocked
cool
tongue
kiss
cry
smaller | bigger

security image
Напишите отображаемые буквы


busy
 
JoomlaWatch 1.2.12 - Joomla Monitor and Live Stats by Matej Koval
Баннер

Барометр ДР

Барометр Деловой России

МодерниЗАция

МодерниЗАция
Ротари Интернешнл