Сейчас на сайте

Сейчас 6 гостей онлайн

Поиск

Интервью Председателя «Деловой России» Бориса Титова журналу «Профиль»
Отечественный бизнес считает, что нам нужно менять модель экономического развития. Во главе угла должно быть привлечение инвестиций, а не макроэкономическая стабильность.

Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. Эта формула помогает отчасти понять, почему такое бурное обсуждение в деловых и политических кругах вызвало решение власти подвергнуть радикальной корректировке Стратегию-2020. Ведь это программный документ, который, по большому счету, ни к чему конкретному не обязывает. Председатель общественной общероссийской организации "Деловая Россия" Борис ТИТОВ объяснил в интервью "Профилю", какое участие в обновлении Стратегии будут принимать представители бизнес-сообщества.

- Борис Юрьевич, в самом конце 2010 года представители бизнеса, вы в том числе, встречались с Владимиром Путиным. По чьей инициативе была встреча и о чем шла речь?
 - Инициатива была со стороны председателя правительства. Было намерение встретиться с представителями того бизнеса, на который больше всего влияют решения, вступающие в силу с января. Это повышение ставок различных налогов, в первую очередь страховых платежей во внебюджетные социальные фонды. Лейтмотивом была тема, насколько выгодно заниматься бизнесом здесь, у нас в стране. Мы, в частности, объясняли, в чем, на наш взгляд, причина оттока капитала, почему мы проигрываем глобальную конкуренцию за инвестиции.

- И в чем, по вашим оценкам, причины оттока инвестиций?
- Я не говорю сейчас о портфельных инвестициях.

 Где инвестиции в новые производства, технологии, сервисы? За них развернулась глобальная конкуренция. Конкурируют реципиенты, страны, которые привлекают инвесторов в свою экономику, как внутренних, так и внешних. И мы в этом проигрываем. В конце прошлого года мы наблюдали рекордный отток капитала из России.

- Причины в области экономики или политики?

- По совокупности, которая называется инвестиционным климатом. Я показал председателю правительства таблицу сравнения уровня налогового обложения в России и в Казахстане, с которым мы объединились в Таможенный союз и формируем единое экономическое пространство.

В Казахстане совокупно налоги на 40% ниже, чем у нас, тарифы естественных монополий - ниже, ставки кредитов - ниже, коррупции и административного давления - меньше. Конечно, сегодня инвестор идет в это пространство под российский рынок, где 142 млн человек потенциальных покупателей товаров и услуг. Но производить выгоднее в Казахстане. Так, лучше разместить свой молочный завод в Казахстане, а его продукцию поставлять в Оренбургскую область.

- У вас есть конкретные предложения по налогам?

 - Наше предложение - снизить ставку страховых отчислений в социальные фонды с 36% до 15%. Утверждаю, что через два года доходы социальных фондов вырастут, поскольку начнется приток инвестиций, будут создаваться новые рабочие места, новые бизнесы, будет расти налогооблагаемая база. Мы показали премьер-министру, что влияние сегодняшнего повышения социальных взносов будет весьма ограниченным для Пенсионного фонда. А сборы подоходного налога (НДФЛ) вообще снизятся, потому что многие уйдут в тень. Я ни одного человека еще не видел, который бы не сказал, что будет сокращать выплаты. Точнее, предприниматели собираются выплачивать большие менеджерские зарплаты и снижать зарплаты рядовых сотрудников. Потому что есть шкала, по которой эффективная ставка страховых взносов становится меньше, если зарплата на уровне 463 тыс. рублей в месяц, а если выше - страховые взносы не платятся вообще. Так правительство пыталось стимулировать повышение зарплат. Во всем мире применяется регрессивная шкала, но одновременно по налогу на доход физических лиц применяется шкала прогрессивная. Мы предлагаем установить для всех одинаковую ставку. А чтобы не было слишком больших пенсий у богатых, предлагаем направлять взносы с доходов выше 463 тыс.рублей не в накопительную часть, а на выплаты сегодняшним пенсионерам.

 - Вы рассчитываете найти понимание у министра финансов Алексея Кудрина по этому вопросу?
 - Он поддерживает нашу идею ликвидации шкалы.

Точнее, он говорит, что шкалу стоит оставить, но планку установить на уровне 2 млн рублей. Так вот, если не повышать ставку и ликвидировать шкалу, это даст приблизительно одну треть доходов Пенсионного фонда. Это первое. Второе, что мы предлагаем, - это увеличение акцизов, прежде всего на табак.

- Может, подобные предложения лучше выдвигать после выборов?
- Выборы тут ни при чем.

Украина в четыре раза повысила акцизы на табак за последние два года, невзирая на все выборы. И никаких волнений, никакого увеличения "черных" продаж практически не зафиксировано. Если бы мы увеличили акциз только до уровня Латвии, то получили бы еще треть доходов Пенсионного фонда. А если до среднего европейского уровня - то две трети.

Далее - налог на недвижимость. Вы представляете, какая у нас страна и сколько у нас недвижимости, а в год собирается 25 млрд рублей! Говорят, что мы не сможем с ним скоро разобраться, потому что пока не знаем, как определять стоимость самой недвижимости. Мы предлагаем в качестве промежуточного варианта брать налог с учетом оценки БТИ, но сделать прогрессивную ставку. А параллельно заниматься кадастром объектов недвижимости. При таком подходе бедные слои населения ничего не будут платить, нагрузка увеличится на тех, кто вложил огромные средства в коттеджные поселки или в квартиры в центре Москвы, цена которых доходит до $20 млн.

Вообще, мы считаем, что должен быть налоговый маневр - надо брать меньше налогов в процессе производства и увеличить налоги на потребление. Должно быть выгоднее вкладываться в производство, чем покупать очередную яхту или квартиру.

- Кроме высоких налогов что мешает бизнесу?

 - Нужно использовать такое преимущество, как возможность низких тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Например, снять внутренний акциз на газ, нефть и нефтепродукты, но ввести акциз на экспорт. На экспорт все равно товар пойдет - у нас избыток сырья.

 - Какова будет роль "Деловой России" в работе над обновлением стратегии развития страны до 2020 года?
 - Нас позвали в уже существующую экспертную группу, но мы считаем целесообразным создать еще одну. В рабочих группах представителей бизнеса нет вообще, кроме Германа Грефа (глава Сбербанка) и Олега Вьюгина (председатель совета директоров МДМ-банка). А главную стратегическую рабочую группу возглавляют Владимир Мау (ректор Российской академии народного хозяйства) и Евгений Ясин (научный руководитель ГУ-Высшая школа экономики). При всем уважении к этим экономистам замечу, что они стоят у руля экономической политики с 90-х годов, поэтому найти что-то новое для них будет непростой задачей. У нас не стратегия должна меняться, у нас модель экономического развития должна меняться. Большинство экономик уходит от такой макроэкономической задачи, как стабильность. Главный посткризисный тренд - привлечение инвестиций, создание рабочих мест.
 
- В чем вы предвидите разногласия с экспертной группой?
 - Я почти уверен, что одним из главных условий развития экономики России эксперты поставят институты, то есть суд, борьбу с коррупцией и все прочее, что с этим связано. Мы же говорим: создайте сначала условия для развития, и вместе с этим придут институты. Мы, предприниматели, знаем, что бизнес идет с инвестициями даже в страны, где неразвитая судебная система, где еще высокий уровень коррупции. Потому что выгодно. Институты все равно сразу изменить нельзя, более того - на них должен быть спрос. Если будет выгодно, то будет расти количество предприятий - субъектов рынка и спрос будет создаваться даже на демократические институты. У них будет реальный потребитель, которому нужно защищать свою собственность. Олигархам институты не нужны, они не заинтересованы в развитии демократических процессов. Им легче добиваться своего напрямую и чтобы еще под ногами никто не болтался.

- Говорите, что институты не востребованы, а сами создаете центр по защите интересов предпринимателей.

- Да, потому что останавливаться в борьбе с коррупцией в процессе улучшения работы судебной системы нельзя. Мы будем принимать жалобы предпринимателей, давать им юридическую оценку. Юридические компании берутся делать это безвозмездно. Затем будем пытаться урегулировать конфликт, процессом медиации будет заниматься институт экспертов. Если же это не удастся, будем проводить общественную экспертизу. Ее будут проводить люди, имеющие имя в обществе. Мы считаем, что необходимо формировать общественное мнение.

Вот сегодня многие чиновники и рады были бы помочь бизнесу в каких-то вопросах, но не решаются встать на защиту кого-либо, поскольку не уверены в его правоте. Если мы будем давать заключение от имени бизнес-сообщества, то такому чиновнику, например первому вице-премьеру Игорю Шувалову - омбудсмену по делам бизнеса, уже будет на что опираться.

Беседовала: Юлия Панфилова
Профиль, 21 Февраля 2011

Просмотров: 862
Комментарии (0)add
Написать комментарий
quote
bold
italicize
underline
strike
url
image
quote
quote
smile
wink
laugh
grin
angry
sad
shocked
cool
tongue
kiss
cry
smaller | bigger

security image
Напишите отображаемые буквы


busy
 
JoomlaWatch 1.2.12 - Joomla Monitor and Live Stats by Matej Koval
Баннер

Барометр ДР

Барометр Деловой России

МодерниЗАция

МодерниЗАция
Ротари Интернешнл